Часто задаваемые вопросы
-
Что из себя представляет Высшая техническая школа?
ВТШ – образовательный проект, направленный на повышение качества кадрового ресурса промышленных предприятий России.
На базе ВТШ будут разрабатываться, апробироваться и тиражироваться образовательно-акселерационные методики, направленные на подготовку российских предприятий к «цифровой трансформации» и повышению их конкурентоспособности на мировом рынке.
Основные направления в работе ВТШ учитывают потребности современной экономики: «Повышение производительности труда и занятость населения», «Цифровая экономика», «Образование (Молодые профессионалы)», в части подготовки кадров для промышленных предприятий Тульской области и России.
На данный момент идет разработка новых направлений: «Подготовка кадров для Индустрии 4.0», «Цифровое предприятие», «Продуктовое мышление», «Молодежная техническая школа».
-
Кто является потенциальным потребителем услуг?
Проект направлен на 2 категории, исходя из основных направлений деятельности ВТШ:
- сотрудников промышленных предприятий, ответственных за качественные и организационные изменения, – руководителей ключевых функций – разработки продукта, производства, дистрибуции и развития кадрового потенциала.
- авторов инновационных идей и проектов, имеющих потенциал к внедрению на промышленных предприятиях или самостоятельной коммерциализации, как независимых компаний.
-
Что стало предпосылками для возникновения проекта?
Актуальность разработки проекта была вызвана необходимостью удовлетворения спроса на быструю и качественную подготовку высококвалифицированных специалистов на предприятиях, способных решать задачи Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также обеспечить исполнение распоряжения Президента Российской Федерации. Распоряжение предусматривает, что к 2020 году доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК, должна вырасти не менее чем до 17%, к 2025 году – до 30%, к 2030 году – до 50%. Цикл разработки и вывода на рынок новой продукции занимает от полутора до трех лет. Таким образом, именно сегодня предприятия должны начать трансформацию как производственных, так и в большинстве случаев именно управленческих процессов, чтобы научиться делать новый продукт для нового рынка, а для этого у них прежде всего должны быть профессиональные кадры.
-
Почему для реализации проекта была выбрана Тульская область?
- На территории Тульской области расположено пять крупных предприятий Госкорпорации Ростех с суммарной численностью персонала более 5 тысяч человек.
- Суммарная численность работников предприятий, расположенных в ЦФО, превышает 190 тысяч человек – более 40% персонала корпорации.
- Транспортно-логистическая доступность: предприятия расположены на расстоянии не более 400 километров от Тулы.
- Наличие собственных площадей для создания необходимой образовательной инфраструктуры.
-
Почему концепция этого проекта несколько раз значительно менялась? С чем это связано?
Концепция образовательной модели Высшей технической школы практически за два года претерпела значительные преобразования. К обсуждению актуальной повестки российской промышленности и ее запроса на профессиональное обучение были привлечены ведущие операторы профессионального образования, а также эксперты рынка.
Изначально модель ВТШ ориентировалась на международную практику переобучения рабочих WorldSkills. Однако профессиональное сообщество, а также корпоративная сетевая академия «Ростеха» указали на низкий уровень спроса на курсы подготовки в рамках проекта WorldSkills со стороны предприятий, которые в большинстве случаев уже выстроили выгодные отношения с поставщиками, такими как DMG Mori.
Далее была разработана модель образования «ПТУ 2.0», которая также была сосредоточена на обучении молодых кадров – студентов и выпускников старших курсов техникумов и вузов. Однако при дальнейшей работе мы пришли к выводу, что в условиях перехода к цифровой экономике, в стране есть запрос на смену парадигмы, который осуществляется не рабочими, а управленцами среднего и высшего звена. В результате концепция ВТШ, основанная на модели «ПТУ 2.0», была пересмотрена.
Далее было предложено сформировать центр интенсивного обучения для создания новых продуктов гражданского назначения. В данном случае программа включает в себя модули бизнес-образования, современного маркетинга, инструменты современного проектирования, производства и управления жизненным циклом продукта. Данная идея была доработана до финальной концепции ВТШ, которая должна учитывать задачи реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и потребностей цифровой экономики.
-
Расскажите про образовательную программу «Прорыв».
С 28 по 31 мая прошел первый цикл регулярной образовательной программы «Прорыв» Высшей технической школы.
«Прорыв» — совместный образовательный цикл Академии «Ростеха» и Высшей Технической Школы (ВТШ). Целью проекта является развитие кадрового потенциала предприятий системообразующих отраслей промышленности путем формирования проектно-ориентированных команд, способных к инновационной инженерно-управленческой деятельности.
Проект включает в себя цикл модульных программ по развитию и обучению проектных команд, разработанный Академией «Ростеха» и кастомизированный специально для ВТШ. Участники проекта прошли все этапы жизненного цикла изделия: маркетинг, дизайн и конструирование, производство, сборка и испытания. Команды в соответствии с техническим заданием сформировали конструкторскую документацию, дизайн-проект, продумали процесс производства, а также просчитали экономические показатели проекта и сформировали маркетинговую программу продвижения.
В «Прорыв» приняли участие АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), холдинг «Вертолёты России», АО «Научно-производственный концерн «Технологии машиностроения» («Техмаш») и электроакустический завод «Октава», на базе которого открыт кластер.Среди проектов, разработанных участниками первого цикла: автомобиль-амфибия нового типа и инновационная универсальная передвижная платформа «Анаморф».
-
Расскажите, что будет происходить в ВТШ в 2020 году.
В течение 2020 года планируется реализовать около 6 образовательных продуктов, в рамках которых не менее 400 человек будут обучены в ВТШ.
Программа ВТШ на 2020 год включает в себя 2 типа мероприятий в рамках вышеобозначенных треков: образовательные мероприятия по программам дополнительного профессионального образования (треки «Подготовка кадров для индустрии 4.0» и «Продуктовое мышление») и образовательно-акселерационные мероприятия (трек «Молодежная техническая школа»), в которых образовательная деятельность сочетается с проектным процессом.
В 2020 году на «Октаве» появится новое направление работы — «Продуктовое мышление», важнейший актуальный тренд промышленности. Оно станет интегратором современных подходов к переосмыслению производственных процессов в сторону большей ориентированности на запросы потребителей и общества.
Одним из ключевых мероприятий в рамках трека «Молодежная техническая школа» является реализация комплекса инкубационно-акселерационных программ, в настоящее время это молодёжный инженерный Акселератор "Мастерская. Молодёжь - региону" и Акселератор инновационных проектов "Цех. Банк стартапов". Основная идея проекта в создании системы максимального включения молодежи в решение задач развития региона путем создания региональной сети производственных проектных сообществ на предприятиях и в организациях города с использованием современных цифровых технологий управления проектной деятельностью и методологии product development. "Мастерская" направлена на участников от 14 до 16 лет, " Цех" на участников от 18 лет, команды стартапов, имеющие инновационную идею, на основе которой возможно создание коммерчески интересного продукта.